Организация питания в образовательной организации

Организация питания в образовательной организации

Организации питания в детском саду уделяется особое внимание, т.к. здоровье детей напрямую зависит от рационального питания.
Контроль за качеством питания разнообразием и витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания осуществляет медицинская сетра, ответственная за организацию питания. Согласно приказу № 6 от 09.01.2024 «Совет по контролю за организацией питания на 2024г.», в состав комиссии по питанию с целью усиления общественного контроля за организацией питанию учащихся включен председатель родительского комитета Детского сада.  
Согласно санитарно-гигиеническим требованиям соблюдение режима питания в детском саду организовано 4-х разовое питание детей:
•    Завтрак
•    II завтрак
•    Обед
•    Полдник

При составлении меню-требования медицинская сестра  руководствуется разработанным и утвержденным 10 - дневным меню, технологическими картами с рецептурами и порядком приготовления блюд с учетом времени года и режима дня.
Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи.
Приготовление пищи осуществляется на пищеблоке, расположенном на первом этаже детского сада. В штате 1 повар
 и 1 кухонный рабочий. На пищеблоке имеется необходимое оборудование: картофелечистка,  ванна моечная, шкаф для инвентаря, холодильники,  электрическая плита, столы производственные, ванна моечная двойная, электрический бойлер, весы циферблат,  весы электронные, жарочный шкаф. 
В групповых помещениях имеются раздаточные, которые оснащены всем необходимым оборудованием для раздачи пищи.

Организация питания в образовательной организации
Меню ежедневного горячего питания Менюшка на день - 2025-08-07.pdf
Информация о наличии диетического меню в образовательной организации ДИЕТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО
Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания в общеобразовательной организации юридических лиц и ИП, оказывающих услуги по организации питания в детском саду НЕТ
Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье в общеобразовательную организацию 1. Молочная продукция – производитель и поставщик ООО «Новатор, Республика Крым, г. Джанкой, ул. Первомайская, д. 62 ;2. Хлеб – производитель и поставщик Феодосийский хлебокомбинат - филиал АО «Крымхлеб», Республика Крым, г. Феодосия, Симферопольское шоссе, 56А ;3. Поставщик ИП Бутусов Олег Геннадьевич, Республика Крым, г. Феодосия, Керченское шоссе, д.20, кв. 65;Поставщик ИП Мурзин Максим Игоревич, г. Феодосия, ул.Чкалова, 183А, 9
 
Горячее питание
Информация о горячем питании в образовательной организации меню лето-осень 25.pdf пищевая ценность.pdf график выдачи пищи.pdf график питания.pdf Приказ об утверждении десятидневного меню в летне-осенний период.pdf Приказ 11 об организации питания.pdf приказ об утв.режима питания.pdf приказ об утв.положения о производственном контроле.pdf приказ о совете по питанию.pdf приказ о бракеражной комиссии.pdf положение об организации питания_0_0.pdf положение о производственном контроле_0_0.pdf положение-о-бракеражной-комиссии_0_0.pdf положение о совете по питанию.pdf положение о совете родительского контроля.pdf положение об общественной комиссии.pdf Методические рекомендации к организации общественного питания населения.pdf Методические рекомендации по организации питания в дошкольных и общеобразовательных организациях Республики Крым.pdf Постановление от 27.10.2020 № 32 «ОБ утверждении Санитарно-эпидемиологических правил и норм САНПИН 2.3-2.4.3590-20_0.pdf Питьевой режим.pdf
Информация для родителей (законных представителей) о горячем питании в образовательной организации

Консультация для родителей Дефицит йода в организме ребенка..pdfКонсультация в детском саду Витамины в детском питании.pdfКонсультация для родителей Питьевой режим в детском саду и дома.pdfПамятка Витаминиы для детей с 3 лет.pdfПамятка для родителей Об овощах, фруктах и витаминах.pdfПамятка Питание ребенка летом.pdfСоветы родителям питание ребенка летом.pdf

Вопросы и ответы по питанию

Часто задаваемые вопросы родителей по питанию в детском саду и ответы на них:

1 января 2021 года вступил в силу новый СанПиН 2.3/2.4.3590-20, который внёс изменения в организацию питания.

Должно ли меню утверждаться Роспотребнадзором?

 Согласно СанПиН меню должно утверждаться руководителем организации.

Каким технологическим документам должна соответствовать температура готовых блюд на выходе?

 Температура готовых блюд должна соответствовать технологической карте и СанПину.

Дают ли детям в детском саду огурцы соленые в заливке на лимонной кислоте с добавлением чеснока и вареную докторскую колбасу?

Согласно Приложению 6 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 не допускается в питании детей использовать овощи и фрукты консервированные, содержащие уксус, а также сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы. Таким образом, вареная колбаса недопустима для питания детей в детском саду. Если при приготовлении соленых огурцов не используется уксус, данное блюдо разрешено для питания детей.

Можно ли готовить в детском саду яичницу-глазунью и макароны по-флотски?

Нет. Согласно Приложению 6 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 яичница-глазунья и макароны по-флотски содержатся в списке запрещенной пищевой продукции.

Чем отличается домашнее питание от питания в детском саду?

Домашняя пища готовится в меньшем объеме, чем в детском саду, ассортимент зависит от наличия продуктов в семье и желания ребенка. В детском саду предлагают специально разработанные для детей продукты и блюда, однако, не всегда учитываются сиюминутные желания ребенка. Свежеприготовленная пища дома — не всегда реальность, чаще пищу готовят впрок, на несколько дней, и хранят в холодильнике, причем при повторном подогревании пищевая и вкусовая ценность пищи снижается.

Нужно ли соблюдать режим питания ребенку?

Да, обязательно. Во-первых, это необходимо для нормальной работы желудочно-кишечного тракта (выработки желудочного сока), а во-вторых, это позволяет выработать у ребенка стереотип правильного и рационального питания, необходимого для выбора продуктов, полезных для здоровья.

Нужно ли запивать пищу?

Обычно ребенку предлагают напитки (чай, какао или кофе с молоком, компот, сок) после основной еды. Однако у части детей имеются затруднения при приеме твердой пищи (хлеба, котлет и др.). В этих случаях, в порядке исключения, можно разрешить ребенку запивать такие блюда чаем, водой и другой жидкостью.

Проверяют ли продукты для детей дошкольного возраста на соответствие требованиям?

Все продукты для детей дошкольного возраста в обязательном порядке проходят  экспертизу, включающую санитарно-химические и санитарно-микробиологические исследования на соответствие этих продуктов действующим санитарным нормам и правилам в России.

Может ли ежедневное меню отличаться от 10-дневного?

Питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем дошкольной образовательной организации, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях.
 При отсутствии каких-либо продуктов в целях обеспечения полноценного сбалансированного питания разрешается проводить их замену на равноценные по составу продукты в соответствии с таблицей замены продуктов по белкам и углеводам.

Как подготовить ребенка к питанию в детском саду?

Перед поступлением ребенка в детский сад попробуйте немного приблизить свое домашнее меню (если оно у вас «изысканное») к детсадовскому (каши, суп, запеканки, простые котлеты, компот). Пусть ребенок получает такие блюда хотя бы на завтрак и на обед. Иначе после домашних деликатесов дети нередко просто не едят детсадовскую кашу, суп с крупой и котлеты. Постарайтесь также соблюдать детсадовский режим питания.

Что делать, если ребенок ничего не хочет есть в детском саду?

Есть дети, которые в детском саду почти ничего не едят. Особенно часто они встречаются в младших группах. Иногда дети могут есть только йогурт, пить кефир или компот.

Не стоит заставлять такого ребенка есть, со временем он станет принимать пищу наравне со всеми. Достаточно, если ребенок будет в детском саду хотя бы пить (чай, компот, кефир) и понемногу пробовать каждое блюдо.
«Недоеденное» в детском саду дети могут наверстать и дома. Кормите ребенка привычной едой с утра, плотным ужином сразу после детского сада и легким «вторым ужином» ближе ко сну.


ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Питание дошкольников

Питание детей 3-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.
Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:

  • Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
  • Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов (так называемые нутриенты).
  • Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.
  • Необходимо соблюдать технологию обработки продуктов и приготовления пищи, соблюдать санитарные требования к помещениям, где производится приготовление пищи, сроки и условия хранения и т.д.


Рассмотрим эти принципы подробнее.
Энергетическая "емкость" пищи измеряется в калориях. Но ценность детской пищи заключается не только в количестве калорий, необходимо также, чтобы она содержала в себе все те вещества, из которых состоит человеческий организм. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода - вот тот строительный материал, который нужен растущему организму ребенка каждый день.

3 года 4 - 6 лет 7 лет
Энергия, ккал 1540 1970 2350
Белки, г 53 68 77
Жиры, г 53 68 79
Углеводы, г 212 272 335

Белки

Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но снижает устойчивость к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.
Для того, чтобы белки хорошо усваивались и наиболее полно использовались клетками и тканями организма, необходимо не только достаточное количество белков, но и правильное соотношение их с количеством углеводов и жиров. Наиболее благоприятным сочетанием является 1 г белка на 1 г жира и 4 г углеводов.

Жиры

Источники жиров - это масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др. Повышенное потребление продуктов с высоким содержанием жиров нежелательно.

Углеводы

Источники углеводов - это сахар, все сладкое, в том числе фрукты, кондитерские изделия, далее - овощи, хлеб, крупы, молочный сахар, содержащийся в молоке. Роль углеводов особенно важна из-за большой подвижности и физической активности детей. Большая работа мышц требует больших энергетических затрат, богатой углеводами пищи.

Минеральные соли и микроэлементы

Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и развития ребенка.
Минеральные соли играют важную роль в обмене воды в организме, регуляции активности многих ферментов. Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы или минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и др.). Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов.
В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма вещества и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).
Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но снижает устойчивость к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.
Для того, чтобы белки хорошо усваивались и наиболее полно использовались клетками и тканями организма, необходимо не только достаточное количество белков, но и правильное соотношение их с количеством углеводов и жиров. Наиболее благоприятным сочетанием является 1 г белка на 1 г жира и 4 г углеводов.

Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных микро- и макроэлементах

Название Функция Источник (продукты, содержащие элемент) Суточная норма для детей 3-7 лет
Кальций Формирование костей и зубов, системы свертывания крови, процессы мышечного сокращения и нервного возбуждения. Нормальная работа сердца. Молоко, кефир, ряженка, йогурт, сыр, творог. 800-1100 мг
Фосфор Участвует в построении костной ткани, процессах хранения и передачи наследственной информации, превращения энергии пищевых веществ в энергию химических связей в организме. Поддерживает кислотно-основное равновесие в крови. Рыба, мясо, сыр, творог, крупы, зернобобовые. 800-1650 мг
Магний Синтез белка, нуклеиновых кислот, регуляция энергетического и углеводно-фосфорного обмена. Гречневая, овсяная крупа, пшено, зеленый горошек, морковь, свекла, салат, петрушка. 150-250 мг
Натрий и Калий Создают условия для возникновения и проведения нервного импульса, мышечных сокращений и других физиологических процессов в клетке. Поваренная соль - натрий. Мясо, рыба, крупа, картофель, изюм, какао, шоколад - калий. Точно не установлена
Железо Составная часть гемоглобина, перенос кислорода кровью. Мясо, рыба, яйца, печень, почки, зернобобовые, пшено, гречка, толокно. Айва, инжир, кизил, персики, черника, шиповник, яблоки. 10-12 мг
Медь Необходима для нормального кроветворения и метаболизма белков соединительной ткани. Говяжья печень, морепродукты, бобовые, гречневая и овсяная крупа, макароны. 1 - 2 мг
Йод Участвует в построении гормона щитовидной железы, обеспечивает физическое и психическое развитие, регулирует состояние центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы и печени. Морепродукты (морская рыба, морская капуста, морские водоросли), йодированная соль. 0,06 - 0,10 мг
Цинк Необходим для нормального роста, развития и полового созревания. Поддержание нормального иммунитета, чувства вкуса и обоняния, заживление ран, усвоение витамина А. Мясо, ряба, яйца, сыр, гречневая и овсяная крупа. 5-10 мг

Витамины

Для правильного роста и развития ребенку необходима пища, богатая витаминами. Витамины - это органические вещества с высокой биологической активностью Они не синтезируются организмом человека или синтезируются в недостаточном количестве, поэтому должны поступать в организм с пищей. Витамины относятся к незаменимым факторам питания. Содержание витаминов в продуктах гораздо ниже, чем белков, жиров и углеводов, потому постоянный контроль над достаточным содержанием каждого витамина в повседневном рационе ребенка необходим.
В отличие от белков, жиров и углеводов, витамины не могут служить строительным материалом для обновления и образования тканей и органов человеческого тела, не могут служить источником энергии. Но они являются эффективными природными регуляторами физиологических и биохимических процессов, обеспечивающих протекание большинства жизненно важных функций организма, работы его органов и систем.

О пользе печени в питании дошкольников

В соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32, вступившими в силу с 01.01.2021, в среднесуточный набор пищевой продукции для детей до 7-ми лет включены субпродукты (печень, язык, сердце) в количестве 20г, в сутки для ребенка 1-3 года, 25 г для ребенка 3-7 лет.
Печень, язык и сердце относятся к первой категории субпродуктов. При этом белка в субпродуктах ничуть не меньше, чем в мясе.
Печень любого животного – это кладезь полезных веществ. Это ценный, легкоусвояемый белок, содержащий много витаминов группы В, и жирорастворимых A,D,E, органический фосфор и много биологически доступного железа. Печень входит в диеты людей после серьезных нагрузок и заболеваний, поскольку способствует повышению выносливости и нормализации обмена веществ.
Крайне полезен этот продукт и при анемии – дефиците железа. Печень восполняет недостаток железа за счет железопротеидов. Особенно много железа в ферритине, который необходим организму при синтезе гемоглобина. Железо из печени усваивается на 25%, а например, из гречки только на 5%.
Большое количество витамина А помогает оздоровить кожу и волосы. Также этот витамин отвечает за остроту зрения.
Употребление печени улучшает метаболизм жиров за счет высокой концентрации витаминов группы В, а также жирных кислот. Это даже может помочь в похудании, поскольку запускается механизм трансформации жировых запасов.
В печени есть гепарин. Это редкое вещество в продуктах питания, однако, оно очень необходимо растущему организму ребенка.
Это прекрасный продукт, который не только насытит малыша, но и обеспечит его «строительным материалом».

Здоровое питание и детский сад

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому дома важно дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем. Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада, используя наши рекомендации.


 

Решаем вместе